3

 

Формирование у учащихся коммуникативной компетенции в процессе обучения письменной речи на английском языке

Данная работа предназначена для практического использования учителями английского языка для развития у учащихся навыков письма при формировании коммуникативной компетенции и устранения типичных ошибок при выполнении письменных заданий на экзамене по иностранному языку.

Проверяя экзаменационные письменные работы учащихся в качестве эксперта ЕГЭ, я обратила внимание на определённую закономерность в ошибках учащихся. И работы неплохие, чувствуется владение языком, его лексикой и грамматикой, а баллов высоких поставить не получается. Так и хотелось объяснить, в чем ошибки, почему за хорошее сочинение так мало ставят эксперты. Тогда и родилась идея поделиться собственным опытом и наблюдениями.

В течение многих лет письменная речь была почти полностью устранена из процесса обучения иностранным языкам. Только в последние годы роль письма заметно повысилась. Актуальность развития навыков письменной речи обусловлено в первую очередь научно-техническим прогрессом, использованием современных информационных технологий, рассылкой электронных сообщений и возможностями интернет ресурсов, а также необходимостью качественной подготовки учащихся к сдаче экзамена по иностранному языку в новых форматах ГИА и ЕГЭ. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации: возможность писать официальные и личные письма, заполнять анкеты, бланки документов и формуляры. Все это мотивирует учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на иностранных языках.

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого необходимо обучить орфографическими навыками, умению составлять план, черновик письменного высказывания, последовательно и логически оформлять в письменном виде речевое произведение с использованием формального или неформального стиля, соответствующих лексических и грамматических структур.

Письменная речь — это продуктивный вид речевой деятельности, который требует последовательного развития от простого к сложному.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают:

  • формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем,
  • расширение знаний и кругозора,
  • овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать произведения письменной речи,
  • формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают: формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.

Одним из важных компонентов экзамена по английскому языку является письмо.

Выполнение заданий этого раздела требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Чем раньше учащиеся начинают выполнять творческие письменные задания, чем разнообразнее будут их формы, тем выше станет уровень их адаптации к ЕГЭ.

Письменная речь предполагает комплексное использование орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств выражения мыслей и осуществления письменной коммуникации.

Используя различные пособия, мною разработана собственная система подготовки учащихся к полноценному письменному высказыванию, полностью соответствующая требованиям ФГОС по обучению письменной речи, начиная с пятого класса средней школы.

Эта система разнообразных видов сочинений, рассказов, изложений, писем и др. с рекомендациями для учителей, как правильно формировать и развивать у учащихся навыки письменной речи, начиная с простых видов письменных заданий и заканчивая письмом другу и сочинением в формате ЕГЭ.

Чтобы обеспечить культуроведческую направленность обучению письменной речи, я акцентирую особое внимание на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. На уроках английского языка и на факультативных занятиях мною особенно активно используются учебные комплекты «People Like Us» и «People Like Us, Too»,  которые способствуют расширению знаний об обычаях, традициях, семейном укладе и многом другом стран мира, таких как Аргентина, Финляндия, Корея, Малайзия, Мексика, Румыния, Великобритания, Россия, США, Алжир и других.

Разнообразная тематика данных комплектов (такие темы, как: «Мир музыки», «Народные сказания», «Религия», «Личность и общество», «Политика», «Культурная общность и ценности», «Обычаи и праздники» и многие другие) делает их настоящей энциклопедией знаний, вовлекает школьников в диалог культур.

Новизна данной работы заключается в создании системы по подготовке учащихся к выполнению письменных заданий и формировании у них коммуникативной компетенции в процессе обучения письменной речи на английском языке.